Страница обновлена 22.09.2015

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г.Углича Ярославской области

Страница обновлена 22.09.2015
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г.Углича Ярославской области

Роль школьного методического объединения

в обобщении педагогического опыта.

Под педагогическим опытом следует понимать практику обучения, образования и воспитания, т.е. организованный, целенаправленный педагогический процесс и его результат, находящий своё отражение в качествах личности школьника.

Слова передовой педагогический опыт употребляются в разных смыслах. В широком смысле под передовым опытом понимают высокое мастерство учителя, т.е. такую практику, которая даёт высокий устойчивый педагогический результат. Опыт учителя может и не содержать в себе чего-либо нового, оригинального, но, основанный на успешном применении установленных наукой принципов и методов, он является хорошим образцом для тех учителей, которые ещё не овладели педагогическим мастерством. В этом случае можно говорить об обобщении педагогического опыта на уровне школы.

К передовому опыту в более узком и строгом смысле этого понятия относят только такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Такой педагогический опыт особенно ценен потому, что он прокладывает новые пути в школьной практике и в педагогической науке, поэтому именно новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению. Между простым мастерством и новаторством часто бывает трудно провести границу, потому что, овладев известными в науке принципами и методами, учитель обычно не останавливается на достигнутом. Находя и используя всё новые и новые оригинальные приёмы или по-новому, эффективно сочетая старые, учитель-мастер постепенно становится подлинным новатором. Из этого следует, что распространять и обобщать надо любой положительный опыт, но особенно глубоко и всесторонне нужно анализировать, обобщать и распространять опыт педагогов-новаторов.

Чем же характеризуется передовой педагогический опыт?

1.      Соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу. Передовые учителя чутко реагируют на требования жизни к обучению и воспитанию и находят эффективные пути совершенствования, интенсификации педагогического процесса в соответствии с этими требованиями.

2.      Устойчивые положительные результаты педагогической деятельности. (Уровень знаний, умений и навыков и общего развития учащихся, уровень их воспитанности).

3.      Оптимальное расходование сил и средств педагогов и учащихся для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития. (Не за счёт перегрузки учащихся дополнительными занятиями, большим объёмом домашних заданий, не за счёт других дисциплин.)

4.      Наличие элементов новизны.

В чём же я вижу роль школьного методического объединения (ШМО) в обобщении педагогического опыта?

1.      Нацеливать педагогов на то, что анализировать и обобщать свой опыт необходимо каждому педагогическому работнику, чтобы завтра работать лучше, чем сегодня. В этом помогает Портфолио педагога. В школе разработано Положение о Портфолио педагогического работника.

2.      При посещении уроков руководитель ШМО должен направлять мысль учителя на анализ своей деятельности, развивать проблемное видение учебно-воспитательного процесса . (Как решить проблему? Как усовершенствовать практику?)

3.      Чтобы теоретические находки учителя могли быть осознаны, использованы им самим и переданы другим, они должны быть осмыслены в категориях педагогической теории. Роль ШМО – направлять педагогов на специализированные курсы, семинары, конференции и т.д. по интересующим их вопросам.

4.        На заседании ШМО выделить элементы, которые подлежат рассмотрению и  педагогической оценке:

4.1.  Педагогические задачи. (Выяснить, какие именно задачи поставил перед собой учитель в области вооружения учащихся ЗУН, развития у них наблюдательности, мышления, памяти и др. психологических функций и процессов, а также в области формирования мировоззрения и нравственного воспитания; удачно ли определены эти задачи применительно  к специфике содержания данной темы, данного урока, с учётом возрастных возможностей школьника.) Под углом зрения реализации поставленных задач анализировать и все другие элементы процесса обучения.

4.2.  Содержание обучения.

4.3.  Деятельность учителя. Соответствие деятельности поставленным педагогическим задачам, специфике содержания обучения, уровню подготовленности класса, индивидуальным особенностям учащихся; установить в какой мере методы и приёмы, используемые учителем, вызывают у детей потребность в овладениями ЗУН, обеспечивают активность в учебной деятельности, формирование мировоззрения, развитие определённых психических качеств.

4.4.  Учебная деятельность учащихся (на уроках, внеклассных занятиях, дома). Как они относятся к учебной деятельности, насколько владеют рациональными приёмами воспроизводящей и поисковой познавательной деятельности, в какие отношения вступают между собой, какие нравственные качества проявляются и формируются в этих взаимоотношения.

4.5.  Материальное оснащение деятельности учителя и учащихся. (Учебно-наглядные пособия, ТСО, лабораторное оборудование, дидактические материалы и др.)

4.6.  Внешние условия. (Рациональный режим, физкультурные паузы, перемены на свежем воздухе, горячее питание, рациональная организация рабочих мест, хорошо организованная совместная работа с родителями).

4.7.  Результаты обучения.

5.      Повысить роль учебного кабинета как творческой мастерской педагога через проведение смотра-конкурса учебных кабинетов.

6.      Для обобщения педагогического опыта использовать выступления педагогов на заседаниях ШМО и педагогических советах школы.

 

                                                                            Михайлова Е.Ю.

                                                                                  руководитель ШМО

учителей начальных классов

                                                                            МОУ СОШ № 2